В рамках дистанционного образования
Автор: Кожанова Е.М.
Не секрет, что значительную часть времени многие мамы проводят на кухне, а дети хотят быть рядом.
Сегодня предлагаю на кухне заниматься не только приготовлением обеда или ужина, но и развитием речи, поиграть с дошколятами в логопедические игры. Да и различных «дидактических» материалов на кухне – более чем достаточно.
Под логопедическими играми в этой подборке имею в виду самые разнообразные задания и упражнения, прямо или косвенно способствующие развитию речевых навыков. Все предложенные игры можно разделить на группы: игры на развитие мелкой моторики, игры на обогащение словарного запаса, игры на развитие грамматического строя речи.
Конечно же, многие мамы знают о пользе развития мелкой моторики рук для развития речевых навыков и позволяют своим малышам поиграть на кухне с крупами. Крупу можно перебирать, пересыпать из одной емкости в другую с помощью ложки или просто так, рисовать пальчиками на рассыпанной на плоском подносе манке, делать аппликации крупой на пластилине или клее, и т. д. Разнообразие занятий с крупами ограничено лишь вашей фантазией, и каждое из них будет по-своему полезно для крошечных пальчиков.
Например, вы заняты приготовлением ужина, а ваш малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать фасоль, отделив от неё кофейные зерна – тем самым малыш потренирует свои пальчики.
Ещё интересней будет для ребёнка найти сюрприз, спрятанный в гречке или пшене. Можно предложить ребёнку на ощупь угадать, что он нашёл в крупе, а потом проверить свою догадку, так ли это?
Можно нарисовать что-то на крупе.
Для рисования на крупе лучше взять поднос или противень (больше места для рисунка, бортики не дают крупе рассыпаться, и материал не бьющийся, а тарелку можно нечаянно разбить!) и более мелкую крупу, например, манку.
Можно нанизать макароны на ниточку или моделировать рисунок на плоскости из разных сортов макарон.
Главное, ребёнок должен не молчать в это время, а проговаривать свои действия, выражать эмоции. Можно рассказывать стихи и чистоговорки. Например, «Ала-ала, клад искала. Ла-ла-ла, я клад нашла»
Ещё можно поиграть в разные игры с овощами и фруктами. Например, в игру «Чудесный мешочек»: возьмите любой непрозрачный мешочек с завязкой , как у мешочка для сменной обуви, и сложите туда овощи и фрукты, которые у вас есть.
Закройте мешок и попросите ребёнка достать по одному предмету с закрытыми глазами, и определить на ощупь, что достал. Затем попросите его разложить все это на две тарелки и сказать, что на каждой тарелке одним словом: фрукты или овощи.
Можно поиграть в игру «Угадай на вкус»: помыть, почистить, порезать свежие овощи и фрукты. Игроки с закрытыми глазами, ведущий кладёт в рот игроку один из кусочков, игрок отгадывает, что это, рассказывает, как он догадался («это лук, потому что он на вкус…»)
Поиграйте в «4-й лишний»: разложите перед ребёнком овощи и один фрукт. Спросите, что здесь лишнее и почему?
Можно поиграть и в «Прятки»: положите перед ребёнком несколько овощей и/ или фруктов, попросите его запомнить то, что лежит и закрыть глаза. Уберите один овощ и спросите, чего нет. Можно поменять овощи местами и спросить, что изменилось.
На кухне можно также развивать у детей математические навыки и умения (количественный и порядковый счёт, отсчёт, сравнение групп предметов по количеству (Чего больше? Меньше? Как сделать, чтоб было поровну?), разложи луковицы/ картофель по величине в порядке убывания или возрастания, придумывать и решать математические задачи и др.
Главное, чтобы время, проведенное вместе с ребёнком на кухне, прошло с пользой! Успехов Вам!
Использовала материалы из Интернета: https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-logopedicheskie-igry-na-kuhne1.html#c Неструева Оксана Консультация для родителей |